Плитвицкие озера, Хорватия: национальный парк и сказка вне национальностей

Декабрь, 2016

Приуроченная к Новому году поездка обычно предполагает бурю эмоций, клубок восхищения и каплю волшебства. Так и случилось в моем небольшом путешествии. Маршрут Загреб – Плитвицкие озера – Бохинь – Блед – Любляна – Загреб предполагал насыщенность, но магией стали Плитвицкие озера. Во-первых, это мечта и давнее желание, что, по сути, всегда где-то рядом. Во-вторых, история, прожитая там, напомнила, о вере в сказку, которую нам заботливо прививают в детстве.

Национальный парк Плитвицкие озера (хорв. Plitvička jezera) – как готовить и с чем употреблять? Чуть дальше я поделюсь его масштабами и фотокарточками с видами, а пока отмечу из наблюдений и собранной информации. Парк не имеет сезонности и эпитетов, которыми исчерпывающе его можно описать. Он одинаково прекрасен во все времена года и в любых красках, его обрамляющих. Чтобы отправиться туда, достаточно увидеть несколько фотографий и бегло ознакомиться с маршрутами. Это все, что нужно знать о Плитвицких озерах предварительно. Остальное увидится на месте и пусть прочитается после. Я вас очень прошу – после. История возникновения, становления и существования – изучите это дома, но тогда, когда вы уже лично скажете Ему: «Здравствуй!»

Утро нового дня пошло по накатанной предыдущего или предпредыдущего. Не знаю, как описать, но что-то не заладилось в эту поездку. Я упустила, в какой момент что пошло не так. Нелепей случаев в моих поездках еще не бывало. Хотя бывало, но такой концентрации на один день квадратный точно нет.

Ознакомившись предварительно с сайтом автовокзала в Загребе, и выяснив расписание, утро 29 декабря я начала с развиртуализации между мной и упомянутым автовокзалом. Прибыв в 6.40 уже с вещами, я узнаю, что билетов на подходящий мне рейс в 7.30 уже нет. Из не очень добрых вестей – ближайший рейс отправляется в 10.30, из достаточно хороших – я живу в 2 км от станции и вернуться не составит труда, из совсем отличных - билет RT (round trip – туда-обратно) стоит дешевле, чем если покупать их в каждом пункте отдельно.

Автобус отбыл по расписанию и прибыл по нему же. Участливый водитель и электронные карты сообща высадили меня в верном пункте под названием Mukinje, а значит, совсем рядом с местом ночлега.

Именно в эти два часа, проведенные в автобусе, я осознала, какое удивительное состояние - быть путешественником и вести себя соответствующе. Ты не боишься быть смешным, нелепым, глупым, ты не стесняешься говорить с ошибками, порываться выходить на каждой не твоей остановке, вопрошающе взглядывая на водителя – ну что, теперь это точно моя? – и улавливая его легкое – нет, и эта не ваша, вам еще 5-3-2 км (в зависимости от остановки). Чудное состояние озабоченности и беззаботности одновременно.

Ну вот, я на месте.

Обычно твоя уверенность в нерушимости планов гаснет в момент, когда никого не оказывается в апартаментах, которые были забронированы заранее. Это правда, но верилось с трудом. Накануне в Загребе я испытала не то, что бы схожие чувства, а аналогичные. Серьезно! В такие моменты, как предыдущим вечером, я благодарю родителей за верное воспитание. Среди качеств, бережно вложенных ими, стало умение не стесняться окружающих тебя людей, вести диалоги на разные темы и, в ситуации того требующей, вспоминать 5 волшебных слов - «за спрос денег не берут». В случае с Загребом я проверила, предлагала, и вправду не взяли. Причем не взяли не только за спрос, но и за конкретную услугу - звонок владельцам апартаментов.

Оказавшись на пороге пустого дома в Плитвицах, я не вспомню, что меня удивило больше – отсутствие хозяев или незапертая дверь с ключом, вставленным изнутри. При температуре воздуха -10 меня хватило на 30 минут ожидания на пороге. Периодически я спрашивала: «есть ли кто дома?». Последующие 30 минут я писала в Watsapp по номеру, указанному в ваучере брони. Но уже переминалась на пороге в прихожей апартаментов. Свободный доступ в дом и потрескивающая углями печь взывали к моей целесообразности. Она победила, я вошла и стала ждать внутри. «Наглость – второе счастье» - жаль, не я это придумала. Эта фраза в таких случаях является спасательным кругом, в том числе от простуды. А если подумать шире, то скольких людей она уберегла от неприятных последствий. Кто-то ее сказал, все подхватили и многие благодарят создателя (я так думаю).

Перед хозяином, когда он прибыл, я извинилась и посчитала смягчающим обстоятельством то, что моя сумка все еще оставалась на улице - я вошла в дом не вся, а значит - не полностью провинилась. Slavic только улыбнулся и проявил гостеприимство фразой «чай, кофе, чего покрепче?»

За чашкой кофе мы утрясли все формальности, и он предложил подвезти до входа №1 в Национальный парк. Именно этот вход, при наличии еще двух других, является главным, с него и стоило начинать.

Парк. В такие моменты я говорю: И тут я забыла, как дышать.

В моменты, когда меня выключает от реальности, проблем, быта, от прошлого и будущего. Я здесь и я сейчас. В моменты, когда я стою и пытаюсь осознать, что вижу именно то, что есть, а не то, что хочу видеть и кажется. Именно пытаюсь осознать, а не верю до конца.

Снег, местами обрамляющий камни, бирюзовую воду и подмёрзшие дорожки; сосульки, дополняющую картину нетронутой природы и краски, словно специально подобранные колористами в одном месте. Место силы и место боли. Место спокойствия и место толп людей, проходящих ежедневно и все время мимо. Да, останавливаясь, вдыхая и впитывая, но мимо.

Я стою и верю только в сегодня и то, что мне повезло, в том числе со временем пребывания, когда кроме меня, рассредоточены несколько групп путешественников, с которыми мы лишь изредка пересекаемся.

У меня было время на все: от ошалеть до осознать, от удивиться до смириться, от запечатления панорамы до фотографий себя на фоне. Мне хватило отведенного времени на все это, но не на весь парк. И дело не в моей медлительности, а в его масштабах. Для того, чтобы обойти парк полностью, необходимо минимум 6-7 часов и скорее всего не в один день.

Итак, все же о размерах и фактах. Территория национального парка это почти 30 000 гектар уникальности. Он включает в себя 16 крупных и несколько меньших озёр, 140 водопадов, 20 пещер и уникальный буковый и хвойный лес, сохранившийся с древнейших времен и обладающий способностью самовосстанавливаться. Суммарная разница между уровнем верхнего и нижнего озёр составляет 133 метра.

Я, помня свои желания в отношении парка в эту поездку, выделила себе 2,5 часа, заранее договорившись с хозяином о времени встречи. Не могу охарактеризовать Slavica, как человека обязательного, но в силу его добровольной помощи, автоматически снимаются все претензии к пунктуальности. Он задержался на 20 минут, а я успела замерзнуть еще до момента прибытия на место встречи. Мы договорились на 17.00. Я освободилась в 16.40, но в подошла на остановку в оговоренное время.

А теперь представьте. Остановка. 17.00. Темно и холодно.

Придя после парка на остановку, я застала девушку, уже находящуюся на ней. На английском, не более улучшенном, чем мой, она попыталась выяснить, куда я держу путь. Я ей ответила, что мне недалеко и жду владельца апартаментов. Она уточнила, знаю ли я расписание автобусов в Задар, и когда будет ближайший. Такой информацией я не располагала, но у меня был телефон, в котором теплились 13% заряда батареи и знание сайта автостанции в Загребе. Это нам не очень помогло, так как сайт не не поддерживаеется мобильными устройствами и никак не хотел находить пункты оправления и прибытия. Из лучших предложений, что мне пришли на ум, это дождаться Slavica. Наиболее логичный вариант, потому что другие отсутствовали.

Пока мы ожидали, выяснилось, что я достаточно разговорчива, даже при поверхностном знании иностранного языка. То ли нервное, то ли врождённое, я так и не поняла, но точно знаю, что не очень люблю неловкое молчание, даже если рядом находящийся говорит на внепланетном (не пробовала, но есть предположения). Так я выяснила, что мы обе плохо говорим по-английски и она из Кореи. И теперь она знает, что кто в беде не бросит, тот русская девушка.

Slavic помимо того, что не взял (я в этом уверена) приз за пунктуальность в 2016 году, еще и оказался гонцом, приносящим дурные вести, а именно, что в Задар сегодня автобуса не будет. Мир вне Кореи и в глубине корейской души в этот момент рухнул. Это видно по ее глазам. Темно, холодно и мы одни на остановке. Slavic приехал с супругой и они быстро отреагировали на сложившуюся ситуацию и предложили остановиться у них, а уехать завтра. В свою очередь, они так же помогут с координацией на местности, поиском остановки, маркета и, в случае необходимости, кафе или ресторана. Условия и плата за проживание девушку устроили, мы на этом сошлись и отправились по направлению к дому.

Да, мы.

Следующий день сменил нынешний. Новый день оставил в прошлом ужин накануне с вином и пиццей; новый день показал десятки разных национальностей, мелькающих в районе входа в парк; Он сменял нескольким чашками чая, выпитый бокал вина; Он смягчил изучением окрестностей, разочарование от отсутствующего автобуса, обещанного расписанием. Но Новый день не изменил одного – память о том, как накануне ехали в машине – русская, два хорвата и кореянка – и только русская девушка пыталась "навести мосты". Она объясняла, что незнание английского языка дружбе народов не помеха, в то время как остальные предпочитали общаться жестами или на бумаге.

И с таким опытом приходит то, что помощь и взаимовыручка не имеют национальности и границ, локации остановки и времени суток, температуры воздуха и градуса накала страстей. Более того, помощь не знает имен, ибо как зовут эту девушки я так и не узнала, равно, как и она мое. Но, согласитесь, к чему имена, когда она, помощь - это всегда про Мы.